В Москве состоялся семинар «Экспорт продукции АПК: сертификация и стандарты»
23 сентября Директор Торгового дома «ЭКО Халял» Талип Абубекиров и руководитель отдела внешнеэкономической деятельности Руслан Максимов приняли участие в семинаре «Экспорт продукции АПК: сертификация и стандарты», организованном Федеральным центром «Агроэкспорт» совместно с АО «Россельхозбанк». Мероприятие собрало более 500 человек, из которых 350 участвовали в режиме онлайн.
В семинаре приняли участие руководители Минсельхоза России, Россельхозбанка, Россельхознадзора, представители российских компаний-производителей, а также российские и зарубежные эксперты в области сертификации и аккредитации предприятий на экспорт. Модератором выступил президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев.
Семинар открыл заместитель Министра сельского хозяйства России Сергей Левин, отметив, что в 2020 году российский экспорт АПК несмотря на ограничительные меры в условиях пандемии коронавируса демонстрирует положительную динамику. Для сохранения устойчивого развития необходимо обеспечить соответствие отечественной продукции возрастающим требованиям внешних рынков. К ним относятся религиозная и органическая сертификация, стандарты безопасности НАССР, а также условия, предъявляемые к поставщикам продукции в сегмент общественного питания.
Директор Департамента развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России Роман Чекушов рассказал о механизме компенсации затрат на сертификацию продукции АПК для внешних рынков.
Директор Департамента поддержки операций на финансовых рынках АО «Россельхозбанк» Андрей Трусов напомнил, что перед российским АПК стоит задача двухкратного роста экспорта, а для этого необходимо, чтобы на международный рынок выходило как можно больше отечественных компаний из самых разных сегментов АПК. Для Россельхозбанка всесторонняя поддержка таких компаний – одна из стратегических задач, заверил он.
Представители Россельхознадзора подробно рассказали о порядке аттестации предприятий и получении разрешений на вывоз продукции за рубеж. Как отметил советник руководителя Россельхознадзора Василий Лавровский, данный вид сертификации относится к безопасности и напрямую связан с репутацией страны на международной арене.
В связи с распространением Covid-19 внимание к безопасности и исполнению стандартов качества еще более усилилось, указал руководитель Управления экспорта ТД «Черкизово» Андрей Терехин. «Вопросы международной сертификации и стандартизации традиционно играли и продолжают играть существенную роль в вопросах развития экспорта продукции АПК. Однако на фоне пандемии коронавируса и связанного с ней роста протекционизма и приоритета национальных интересов в международной торговле решение этих задач приобретает особое значение - как в политическом, так и техническом аспектах», – подчеркнул Терехин.
«Когда вы выходите на экспорт – будьте готовы «играть в команде», поскольку негативные результаты аудита на одном предприятии могут поставить под угрозу экспортные поставки всей отрасли», – поделился заместитель генерального директора по техническому регулированию «Дамате» Константин Карамышев.
Вторая часть семинара была посвящена практическим аспектам сертификации, в том числе религиозной сертификации, сертификации органической продукции, а также международной системе сертификации HACCP и стандартам, которые действуют в секторе общественного питания.
О сертификации продукции АПК по стандартам «Халяль» рассказал директор центра Халяль SFDA (Саудовская Аравия), доктор Юсиф Салем Алхарби. Он отметил, что данный вид сертификации важен не только при поставках в страны Персидского залива, но и ряд африканских и азиатских стран. При этом стандарты изменяются и совершенствуются, и в этой работе представители SFDA находятся в постоянном контакте с российскими коллегами. «Чтобы получить сертификат «халяль» для экспорта в Саудовскую Аравию компания должна отвечать стандартам GSO. В ходе своего последнего визита в Москву, я отметил, что многие российские компании знают об этих стандартах, а некоторые уже начали их внедрять», - отметил Алхарби.
Еще одним перспективным направлением для российского АПК является увеличение поставок на внешние рынки продукции, изготовленной по стандарту «Органика». Россия стремится занять 5% в мировом рынке органических продуктов, и наибольший интерес у российских производителей органики вызывает европейский рынок, акцентировала заместитель руководителя Российской системы качества Елена Саратцева.
Менеджер отдела контроля качества «Макдоналдс» в России Владислав Соломатов рассказал о стандартах сертификации продукции для сектора общественного питания. Так, например, российские производители, прошедшие сертификацию в «Макдоналдс», попадают в общий реестр поставщиков и могут отправлять свою продукцию в другие страны, где есть рестораны «Макдоналдс». «В частности, российская сертификация принимается во всех странах ЕАЭС, Европейском союзе, азиатских и арабских странах», - подчеркнул он.
Представители российских компаний смогли задать вопросы выступающим как напрямую в зале, так и в онлайн-режиме на платформе Zoom.
По материалам aemcx.ru